Детский образовательный проект «Чистая Земля-здоровое поколение»
Вид проекта: практико-ориентированный
Продолжительность проекта: краткосрочный (01.06.2018 - 08.06.2018)
Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, педагогические работники ДОУ
Пояснительная записка
Новизна
Большинство современных производств загрязняют окружающую среду выбросами в воздух и в воду своими отходами. Однако эти отходы содержат в себе нужные для хозяйства вещества: металлы, стекло, бумагу, пластик. Новизна заключается в том, чтобы разработать механизмы выделения этих компонентов из отходов и использовать их вторично – когда отходы одного продукта используются в качестве сырья для другого.
Возникает необходимость сформировать поколение с новой культурой поведения, которое должно стать осознанным и мотивированным по отношению к окружающей среде. Использовать нетрадиционные игровые методы эколого-ориентированного характера для активизации обучения дошкольников, с целью развития у детей гуманного отношения к миру природы и заботливого отношения к своему здоровью.
Актуальность проекта
В мире давно признан тот факт, что мусор – ценный ресурс и выгодный бизнес. В России это осознание происходит, к сожалению, не так быстро. Отрасль переработки мусора во вторсырье в нашей стране практически не развивается. Ценные фракции (те, которые можно переработать и вновь пустить «в дело» – пластик, бумага, металл и т.п.) в общем потоке составляют до 40%, и только 7-8% из них идут во вторичную переработку!
Но дело не только в деньгах. Если мусор не сортируется и не перерабатывается, то он в своем первичном виде отправляется на свалку. Вы наверняка не раз видели ужасные огромные горы, в которые сбрасываются все отходы. Такие свалки несут в себе огромную опасность.
Во-первых, это ядовитый жидкий фильтрат из всей таблицы Менделеева. Он образуется из-за проникновения атмосферных осадков и ливневых стоков в накопленную «свалочную» массу. Потоки фильтрата загрязняют не только поверхностные, но и подземные воды.
Во-вторых, мусор на свалках обильно выделяет метан, который имеет свойство гореть – в результате в воздухе над свалкой почти постоянно «висит» облако токсичного дыма, которое «гуляет» в зависимости от направления ветра и накрывает близлежащее жилые поселения.
И в-третьих, свалки занимают огромные территории, что просто нецелесообразно, и привлекают падальщиков, которые являются переносчиками различных инфекций.
«Зеленая» жизнь человека может начаться с очень простых и не очень обременительных ежедневных действий.
Сегодня самое время поговорить с детьми об экологии планеты, и тем самым положить старт новым привычкам и навыкам, которые помогут им сделать свою жизнь на планете чистой и здоровой.
Цель проекта:
Разработать систему работы по приобщению дошкольников к проблеме загрязнения окружающей среды мусором, поддержать новую традицию – эффективно вторично использовать бытовые отходы.
Задачи проекта:
- Привлечь внимание детей к проблеме загрязнения окружающей среды мусором.
- Учить соблюдать правила осознанного и мотивированного поведения в природе.
- Учить детей эффективно вторично использовать бытовые отходы.
- Развивать умения работать с различными материалами, знакомить с их свойствами, развивать трудовые навыки и умения.
- Познакомить с простейшими мероприятиями, направленными на сохранение и укрепление здоровья.
Принципы, которые учитывались при отборе содержания проекта:
- Научность и доступность – дошкольники получают научно обоснованные современные знания из области основных направлений. Экологическое образование по данной теме осуществляется в доступной, привлекательной и соответствующей его форме возрасту.
- Системность - реализуется в организации работы в дошкольном учреждении.
- Целостность – целостное восприятие дошкольниками окружающего мира учитывается в акцентировании внимания ребенка на его личную заботу о природных ресурсах родного края, рациональном использовании отходов.
- Регионализм – содержание работы с детьми конкретизируется с учетом региональных условий.
- Гумманистичность – содержание проекта направлено на формирование ребенка – дошкольника с новой системой ценностей, эмоционально положительного отношения к окружающей среде. В проекте данный принцип предполагает личностно-ориентированный подход.
- Деятельность - каждая образовательная и продуктивная деятельность включает систему знаний и умений, направленных на творческую реализацию данного принципа.
- Принцип переосмысления – под чутким руководством взрослого поведение детей должно стать осознанным, мотивированным в природе, соблюдаться правила поведения в природе и желание не засорять окружающую среду.
- Принцип переиспользования – научить старые, ненужные вещи использовать по новому (повторно, многократно).
- Принцип переработки – ненужные вещи станут кому-то полезны (сбор, утилизация, переработка отходов), разработка тем, связанных с “волшебным” превращением различных ненужных отходов.
Ожидаемые результаты:
Должны знать:
- Проблемы загрязнения окружающей среды мусором.
- Как рационально использовать и минимизировать накопление отходов.
- Как эффективно вторично использовать отходы.
- Иметь простейшие представления о мероприятиях, направленных на сохранение здоровья.
Должны уметь:
- Соблюдать правила осознанного и мотивированного поведения в природе: почему и как нужно убирать мусор в городе, в лесу, на реке.
- Работать с различными материалами, знакомиться с их свойствами, разнообразной структурой, приобретать трудовые навыки и умения мыслить.
- Создавать разнообразные поделки с помощью бросового материала и инструментов.
Перспективный план проекта
№ п/п |
Мероприятия |
Сроки |
Участники |
Ответственные |
1
|
1.Семинар для педагогов ДОУ «Приобщение дошкольников к проблеме загрязнения окружающей среды ТБО» (методические рекомендации по реализации проекта) |
1 июня |
Педагоги |
Заведующий Заместитель заведующего |
1 |
1.Познавательный час “Спаси зеленую планету!” Занятия: «Вторая жизнь мусора», Я природе помогу, мусор весь я уберу» |
4 июня |
Дети |
Педагоги |
2.Беседы с детьми: “Помоги природе”, «Чистая планета- залог здоровья» |
||||
3. Мультчас «Скажи «нет» мусору!» |
||||
4.Совместная деятельность: чтение художественной литературы, загадок, пословиц, рассматривание наглядных материалов: фото и тематических иллюстраций по теме. |
||||
2 |
1. Играй - день «Мы хозяева – Земли» Интерактивные игры: «Мусорщик», «Поможем Тане очистить лужайку», «Четвертый лишний» 2. Флешмоб с пластиковыми бутылками «Разделяй и здравствуй» 3. Совместная деятельность по экологическому направлению «Угадай-ка» (работа в рабочих тетрадях: лабиринты, логические задания, раскраски) |
5 июня |
Дети |
Педагоги, специалисты ДОУ |
3 |
1. Мастер-классы «Мусорные мастерилки»: «Осьминог», «Самолетик», «Шумелка», «Театр из рулончиков» (изготовление поделок из бросового материала) 2. Экологическая акция «Наш чистый и зеленый Детский сад» (облагораживание участков, высадка рассады цветов) 3.Совместная деятельность: изготовление листовок: «Мусор-в урны» «Запрещающие и разрешающие знаки», «Поведение в природе» |
6 июня |
Дети |
Педагоги |
4 |
1. Эко-квест: «Защитим планету от мусора» 2. Беседа: «Переработка и утилизация производственных и бытовых отходов» 3. Совместная деятельность: выпуск плаката «Меньше мусора – больше здоровья» |
7 июня |
Дети |
Педагоги, специалисты ДОУ |
5 |
1. Экологическая викторина «Берегите наш город от мусора!» 2. Флешмоб с пластиковыми бутылками «Разделяй и здравствуй» 3.Беседа: «Воскресный отдых в лесу или на берегу реки» 4. Наглядная информация: «Как научить ребенка сортировать мусор», «Простые способы сокращения ежедневного мусора», «Не надо мусорить! Как научить ребенка бережливости?» |
8 июня |
Дети |
Педагоги, специалисты ДОУ |
Результативность проекта
Результаты проделанной работы показывают эффективность выбранного нами направления в работе по формированию представлений у дошкольников проблем загрязнения окружающей среды мусором.
Проект помог постепенно и последовательно решить дошкольникам новые задачи, показать знакомые представления под новым углом знаний, осознанно и мотивированно систематизировать и закрепить представления по данному направлению.
-дети знают, как рационально использовать и минимизировать накопление отходов;
-имеют представление, как эффективно вторично использовать отходы;
-имеют простейшие представления о мероприятиях, направленных на сохранение здоровья;
-умеют работать с различными материалами, знают их свойства, структуру, приобрели трудовые навыки;
-создают разнообразные поделки с помощью бросового материала и инструментов.