Детский образовательный проект «Чистая Земля-здоровое поколение»

Вид проекта: практико-ориентированный

Продолжительность проекта: краткосрочный (01.06.2018 - 08.06.2018)

Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, педагогические работники ДОУ

Пояснительная записка

Новизна

Большинство современных производств загрязняют окружающую среду выбросами в воздух и в воду своими отходами. Однако эти отходы содержат в себе нужные для хозяйства вещества: металлы, стекло, бумагу, пластик. Новизна заключается в том, чтобы разработать механизмы выделения этих компонентов из отходов и использовать их вторично – когда отходы одного продукта используются в качестве сырья для другого.

Возникает необходимость сформировать поколение с новой культурой поведения, которое должно стать осознанным и мотивированным по отношению к окружающей среде. Использовать нетрадиционные игровые методы эколого-ориентированного характера для активизации обучения дошкольников, с целью развития у детей гуманного отношения к миру природы и заботливого отношения к своему здоровью.

Актуальность проекта

В мире давно признан тот факт, что мусор – ценный ресурс и выгодный бизнес. В России это осознание происходит, к сожалению, не так быстро. Отрасль переработки мусора во вторсырье в нашей стране практически не развивается. Ценные фракции (те, которые можно переработать и вновь пустить «в дело» – пластик, бумага, металл и т.п.) в общем потоке составляют до 40%, и только 7-8% из них идут во вторичную переработку!

Но дело не только в деньгах. Если мусор не сортируется и не перерабатывается, то он в своем первичном виде отправляется на свалку. Вы наверняка не раз видели ужасные огромные горы, в которые сбрасываются все отходы. Такие свалки несут в себе огромную опасность.

Во-первых, это ядовитый жидкий фильтрат из всей таблицы Менделеева. Он образуется из-за проникновения атмосферных осадков и ливневых стоков в накопленную «свалочную» массу. Потоки фильтрата загрязняют не только поверхностные, но и подземные воды.

Во-вторых, мусор на свалках обильно выделяет метан, который имеет свойство гореть – в результате в воздухе над свалкой почти постоянно «висит» облако токсичного дыма, которое «гуляет» в зависимости от направления ветра и накрывает близлежащее жилые поселения.

И в-третьих, свалки занимают огромные территории, что просто нецелесообразно, и привлекают падальщиков, которые являются переносчиками различных инфекций.

«Зеленая» жизнь человека может начаться с очень простых и не очень обременительных ежедневных действий.

Сегодня самое время поговорить с детьми об экологии планеты, и тем самым положить старт новым привычкам и навыкам, которые помогут им сделать свою жизнь на планете чистой и здоровой.

Цель проекта:

Разработать систему работы по приобщению дошкольников к проблеме загрязнения окружающей среды мусором, поддержать новую традицию – эффективно вторично использовать бытовые отходы.

Задачи проекта:

  • Привлечь внимание детей к проблеме загрязнения окружающей среды мусором.
  • Учить соблюдать правила осознанного и мотивированного поведения в природе.
  • Учить детей эффективно вторично использовать бытовые отходы.
  • Развивать умения работать с различными материалами, знакомить с их свойствами, развивать трудовые навыки и умения.
  • Познакомить с простейшими мероприятиями, направленными на сохранение и укрепление здоровья.

Принципы, которые учитывались при отборе содержания проекта:

  • Научность и доступность – дошкольники получают научно обоснованные современные знания из области основных направлений. Экологическое образование по данной теме осуществляется в доступной, привлекательной и соответствующей его форме возрасту.
  • Системность - реализуется в организации работы в дошкольном учреждении.
  • Целостность – целостное восприятие дошкольниками окружающего мира учитывается в акцентировании внимания ребенка на его личную заботу о природных ресурсах родного края, рациональном использовании отходов.
  • Регионализм – содержание работы с детьми конкретизируется с учетом региональных условий.
  • Гумманистичность – содержание проекта направлено на формирование ребенка – дошкольника с новой системой ценностей, эмоционально положительного отношения к окружающей среде. В проекте данный принцип предполагает личностно-ориентированный подход.
  • Деятельность - каждая образовательная и продуктивная деятельность включает систему знаний и умений, направленных на творческую реализацию данного принципа.
  • Принцип переосмысления – под чутким руководством взрослого поведение детей должно стать осознанным, мотивированным в природе, соблюдаться правила поведения в природе и желание не засорять окружающую среду.
  • Принцип переиспользования – научить старые, ненужные вещи использовать по новому (повторно, многократно).
  • Принцип переработки – ненужные вещи станут кому-то полезны (сбор, утилизация, переработка отходов), разработка тем, связанных с “волшебным” превращением различных ненужных отходов.

Ожидаемые результаты:

Должны знать:

  • Проблемы загрязнения окружающей среды мусором.
  • Как рационально использовать и минимизировать накопление отходов.
  • Как эффективно вторично использовать отходы.
  • Иметь простейшие представления о мероприятиях, направленных на сохранение здоровья.

Должны уметь:

  • Соблюдать правила осознанного и мотивированного поведения в природе: почему и как нужно убирать мусор в городе, в лесу, на реке.
  • Работать с различными материалами, знакомиться с их свойствами, разнообразной структурой, приобретать трудовые навыки и умения мыслить.
  • Создавать разнообразные поделки с помощью бросового материала и инструментов.

Перспективный план проекта

№ п/п

Мероприятия

Сроки

Участники

Ответственные

1

 

1.Семинар для педагогов ДОУ «Приобщение дошкольников к проблеме загрязнения окружающей среды ТБО» (методические рекомендации по реализации проекта)

1 июня

Педагоги

Заведующий

Заместитель заведующего

1

1.Познавательный час “Спаси зеленую планету!”

Занятия: «Вторая жизнь мусора», Я природе помогу, мусор весь я уберу»

 

4 июня

 

Дети

 

Педагоги

2.Беседы с детьми: “Помоги природе”, «Чистая планета- залог здоровья»

3. Мультчас «Скажи «нет» мусору!»

4.Совместная деятельность: чтение художественной литературы, загадок, пословиц, рассматривание наглядных материалов: фото и тематических иллюстраций по теме.

2

1. Играй - день «Мы хозяева – Земли»

Интерактивные игры: «Мусорщик», «Поможем Тане очистить лужайку», «Четвертый лишний»

2. Флешмоб с пластиковыми бутылками

«Разделяй и здравствуй»

3. Совместная деятельность по экологическому направлению «Угадай-ка» (работа в рабочих тетрадях: лабиринты, логические задания, раскраски)

5 июня

Дети

Педагоги, специалисты ДОУ

3

1. Мастер-классы «Мусорные мастерилки»:

«Осьминог», «Самолетик», «Шумелка», «Театр из рулончиков» (изготовление поделок из бросового материала)

2. Экологическая акция «Наш чистый и зеленый Детский сад» (облагораживание участков, высадка рассады цветов)

3.Совместная деятельность: изготовление листовок: «Мусор-в урны» «Запрещающие и разрешающие знаки», «Поведение в природе»

6 июня

Дети

Педагоги

4

1. Эко-квест: «Защитим планету от мусора»

2. Беседа: «Переработка и утилизация производственных и бытовых отходов»

3. Совместная деятельность: выпуск плаката «Меньше мусора – больше здоровья»

7 июня

Дети

Педагоги, специалисты ДОУ

5

1. Экологическая викторина «Берегите наш город от мусора!»

2. Флешмоб с пластиковыми бутылками «Разделяй и здравствуй»

3.Беседа: «Воскресный отдых в лесу или на берегу реки»

4. Наглядная информация: «Как научить ребенка сортировать мусор», «Простые способы сокращения ежедневного мусора», «Не надо мусорить! Как научить ребенка бережливости?»

8 июня

Дети

Педагоги, специалисты ДОУ

 

Результативность проекта

Результаты проделанной работы показывают эффективность выбранного нами направления в работе по формированию представлений у дошкольников проблем загрязнения окружающей среды мусором.

Проект помог постепенно и последовательно решить дошкольникам новые задачи, показать знакомые представления под новым углом знаний, осознанно и мотивированно систематизировать и закрепить представления по данному направлению.

-дети знают, как рационально использовать и минимизировать накопление отходов;

-имеют представление, как эффективно вторично использовать отходы;

-имеют простейшие представления о мероприятиях, направленных на сохранение здоровья;

-умеют работать с различными материалами, знают их свойства, структуру, приобрели трудовые навыки;

-создают разнообразные поделки с помощью бросового материала и инструментов.